Обстановка вокруг и в самом Алжире (официально - Алжирская Народная Демократическая Республика, АНДР) продолжает медленно, но верно обостряться. Причём алжирские власти по-прежнему демонстрируют независимую политику, которая идёт наперекор планам «модернизации» Африки и Ближнего Востока.
Алжир отказался отзывать своего посла из Сирии, несмотря на решение Лиги арабских государств (ЛАГ) о приостановке членства сирийского государства в этой панарабской организации. Об этом сообщил официальный представитель алжирского МИД Аммар Билани.
Кроме того, алжирцы регулярно показывают знаки неприятия новых ливийских властей. Показательный пример показали болельщики товарищеского футбольного матча между сборной Алжира и команды из Туниса на стадионе в городе Блид. По сообщению алжирской ежедневной газеты «Эль-Нахар», зрители пришли с транспарантами, которые прославляли погибшего лидера Ливии Муамара Каддафи. На них были отображены лозунги вроде цитаты из речи знаменитого борца против итальянской колонизации Омара Мухтара (руководитель вооружённой борьбы населения Киренаики против итальянских оккупантов в 1923-1931 годы, национальный герой ливийского народа): «Мы никогда не сдадимся… мы победим или умрем». Кроме того, память погибшего Полковника, который для многих уже стал героем-мучеником в борьбе с западными неоколонизаторами и местными «крысами», почтили минутой молчания.
Особое внимание в связи с негласным противостоянием Запада и Алжира следует обратить на Кабилию (историческая область Алжира). Там с весны 2011 года наблюдается резкий всплеск экстремистской активности. По информации алжирских сил безопасности, именно в Кабилии последние полгода произошло большинство террористических актов в стране.
Справка. Кабилы. Это народ берберской группы (коренного населения Северной Африки). Берберы занимают территорию северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Средиземного моря на севере до Судана на юге. В эту группу, кроме кабилов (Алжир), входят амацирги и шиллу (Марокко), берберы Сахары, включая туарегов (Ливия, Тунис, Мали, Мавритания, Нигер, Судан Египет) и другие народности. Кабилы говорят на кабильском языке, который относится к северной ветви берберо-ливийских языков. Их письменность основана на латинской графике. Среди кабилов также распространены арабский и французский языки. Большинство кабилов – мусульмане-сунниты. В Алжире проживают в области Кабилия (в горах Большая и Малая Кабилия), к востоку от столицы страны. В алжирском государстве проживает примерно 3 млн кабилов (данные 2007 года), во Франции около 700 тыс. человек, всего их численность оценивают в 4-6 млн человек.
Кабильский народ является самым многочисленным представителем алжирских берберов. Также в Алжире проживают туареги и шавийя, всего они составляют от 4,3 млн (по данным официальных источников) до 9 млн человек (информация берберских организаций). Официально берберы (их ещё называют амазиги) составляют самое крупное национальное меньшинство Алжира – 16%. Учитывая тот факт, что официальный курс властей был направлен на постепенную арабизацию населения, число берберов может быть выше официальной цифры.
По мнению берберских организаций (движение кабилов за политические и культурные права, кабилы составляют большинство в таких партиях, как «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.), алжирские власти сознательно занижают их численность. Поэтому в действительности доля берберского населения среди населения Алжира составляет не 16%, а 25-30%. Хотя в любом случае берберы составляют немалую долю в 35-миллионном населении АНДР (данные 2009 года). Ситуация вокруг кабилов (берберов) в некотором отношении напоминает проблему курдов в Ираке, Иране, Сирии и Турции. Большой народ численностью примерно в 23 млн человек в настоящее время не имеет своего государства.
Сейчас «кабильская проблема» всё чаще становится для Алжира «головной болью». Боевики кабильских формирований, пользуясь удобной местностью (как и курды), стали совершать дерзкие нападения на представителей власти, правоохранительных служб. Чаще всего им удаётся уйти от наказания, пользуясь знанием труднодоступной местности, а местное население если и не поддерживает их, то относится, как минимум, нейтрально. «Кабильская угроза» стала для Алжира неожиданностью, у него и так хватает проблем с исламистским подпольем, ситуацией на границе с Ливией и Мали, проблемой ливийского оружия, которое попало к исламистским отрядам с разграбленных арсеналов.
Надо отметить, что во время гражданской войны в Алжире (1991—2002 годы) стремление кабилов к демократическим изменениям и к созданию культурной автономии привело их к конфликту не только с радикально-исламскими силами, но и с официальной властью. Самым известны актом этого противостояния стало убийство выдающегося кабильского певца Луне Матуба в 1998 году. Как и ряд других берберских певцов, поэтов и писателей, он требовал официального признания культуры и языка народа на многочисленных концертах, митингах и в интервью.
Весной 2001 года власти подавили «кабильскую весну», когда тысячи кабилов снова провели масштабную акцию протеста против систематической арабизации и непризнания их народа как коренного этноса и исконной сущности Алжира. Кабилы встретили мощный отпор служб безопасности Алжира, погибли десятки берберов.
10 апреля 2002 года в результате постоянных публичных протестов язык берберов получил статус национального языка АНДР. Но требование берберских организаций ввести его в качестве второго государственного языка Алжира, наряду с арабским языком, было отклонено. Все последние годы алжирские власти неоднократно подчеркивали, что берберский язык «никогда не сможет стать официальным языком» государства. Многие кабилы и берберы, в целом, считают, что они стали жертвами этнического геноцида — намеренного уничтожения их древнего языка и культуры. И действительно, алжирские власти систематически пресекают любую инициативу по сохранению амазигских языков, не контролируемую государством. Так, судебным решением власти запретили собрание 5-го Всемирного конгресса амазигов (Conseil Mondial Amazigh) в июле 2008 года на территории Кабилии. В начале августа 2009 года в административном центре Кабилии Тизи-Узу подверглись аресту президент Всемирного конгресса амазигов и 8 ведущих представителей берберских организаций, которые имеют международную известность.
Акция протеста 3 тыс. студентов в городе Беджайя в январе 2009 года, а также митинги в Тизи-Узу по случаю празднования берберского Нового года в январе 2010 года завершились столкновениями с полицией. Берберы хотели официального признания берберского новогоднего праздника. Организация за автономию Кабилии (Mouvement pour l'Autonomie de la Kabylie, МАК), которая среди прочих своих требований постоянно выдвигает пункт о признании языковых и культурных прав амазигов, регулярно встречалась с препятствиями при организации публичных акций в Кабилии. Движение было объявлено «произраильским». Алжирские власти категорически против предоставления кабилам автономии, считая, что это сепаратизм, который ведёт к развалу страны.
В настоящее время
Кроме того, надо учесть внешний фактор активизации «кабильского вопроса» - движение берберов-амазигов в Ливии, которые выступили против Каддафи и были поддержаны Францией. К тому же кабилы Алжира имеют мощную поддержку во Франции, где живёт мощная берберская община. Французские спецслужбы имеют там хорошие связи.
Лозунги кабилов становятся всё более агрессивными, так, когда в городе Азазга в 100 км к востоку от алжирской столицы был убит кабил (согласно позиции властей – это был «исламский боевик»), на улицы вышли тысячи людей, среди призывов были и такие: «Справедливость и правду!», «Власти – это убийцы». Партии, которые поддерживают берберское движение («Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил») сообщили, что больше не намерены вести с властями диалог и «подчиняться произволу и доминированию». Они требуют реальных изменений в судьбе берберов Алжира.
Ещё 1 июня в столице Франции активисты Движения за Кабилию создали Временное правительство Кабилии (ВПК), во главе его стал лидер Движения Ферхат Мхенни. Движение было создано десять лет назад и постоянно подчёркивало мирный характер своей деятельности, требуя только культурной автономии. Но в настоящее время ситуация изменилась – власти за это время не продвинулись по пути решения проблемы. Игнорирование кабильского вопроса алжирскими властями, как это было в последние десятилетия, может привести к самым негативным последствиям вплоть до развала единого государства и выделения Кабилии.
Ситуацию усугубляет тот фактор, что кабильскую (и шире - берберскую) проблему активно эксплуатирует в своих интересах Париж, который оказывает поддержку сепаратистам и автономистам из Алжира. В этом же направлении работают и другие западные державы, которые не заинтересованы в наличии сильного государства с самостоятельным курсом в Северной Африке.
Немного из истории берберов
Берберы – это коренное население Северной Африки, которое населяло эти огромные просторы до нашествия арабов. Причём часть берберского населения была арабизирована до такой степени, что считает себя арабами.
Берберы имели несколько своих государств, в частности, Маринидское государство (берберская династия правителей Марокко, правила до 1465 года), Зайянидское государство (Алжир) и Хафсидское государства (Тунис) Большая их часть просуществовала до XVI века, когда они были завоеваны турками. Последнее государство берберов - Конфедеративная Республика Риф - было создано в 1921 году после победы при Анвале над силами марокканского султана и испанских колонизаторов, в Северном Марокко. Но существовала республика недолго.
В ходе Рифской войны 1921-1926 годов берберская армия противостояла испано-французской армии, потерпела поражение. Племена региона Риф с древности славились своим воинским мастерством, сочетавшимся с меткой стрельбой, отличной организацией маскировки на местности и засад, высоким моральным духом и храбростью. Поэтому под командованием Абд аль-Керима (он проявил военный талант как вождь восстания и политический талант организатора племён) они смогли так долго воевать с достигшей 300 тыс. армией колонизаторов. Войско Рифской республики первоначально составляло всего 3 тыс.бойцов, затем возросло за счёт племенных ополчений – максимальная численность до 80 тыс. Элитой были 6-7 тыс. воинов, подчиненных лично аль-Кериму.
Колонизаторы, воевавшие под командованием Анри Филиппа Петена, активно применяли химическое оружие (бомбы с ипритом). Берберы отчаянно дрались и причиняли врагу большой ущерб. Так, в конце войны аль-Керим предпринял совершенно безнадёжную попытку - наступление на город Тетуан (столица Испанского Марокко). Берберам удалось подойти к городу и в битве нанести заметные потери силам Испанского легиона (это было самое боеспособное подразделение в составе испанской армии), но изменить ход войны этот успех уже не мог. Сказывалось неравенство сил и вооружения сторон. В итоге республика Риф была поделена между Испанией и Францией.
Франция, которая в 1830 году начала завоевание Алжира (он был официально объявлен французским в 1848 году), а в 1881 году был подчинён Тунис, проводила политику культурной интеграции берберского населения. Берберам предоставлялась возможность учиться на своем языке в специальных французских школах для амазигов. Через эти учебные заведения внедрялась идея евро-берберской идентичности (до принятия ислама многие амазиги были христианами, и в расовом отношении они были европеоидами), внедрялась французская культура. Таким образом, Париж противопоставлял берберов и арабов, чтобы иметь в лице берберов надёжных союзников на случай арабских восстаний.
После «освобождения» от колонизаторов, то есть с переходом власти от французов к арабам, в странах Северной Африки преобладал жесткий курс на арабизацию всех национальных меньшинств. В результате большинство евреев и франкоалжирцев бежали из Алжира, подобные процессы шли и в других странах.
Ясно, что берберский фактор в Северной Африке и «кабильский вопрос» в Алжире себя ещё покажут. Причём в самой ближайшей перспективе.
Алжир отказался отзывать своего посла из Сирии, несмотря на решение Лиги арабских государств (ЛАГ) о приостановке членства сирийского государства в этой панарабской организации. Об этом сообщил официальный представитель алжирского МИД Аммар Билани.
Кроме того, алжирцы регулярно показывают знаки неприятия новых ливийских властей. Показательный пример показали болельщики товарищеского футбольного матча между сборной Алжира и команды из Туниса на стадионе в городе Блид. По сообщению алжирской ежедневной газеты «Эль-Нахар», зрители пришли с транспарантами, которые прославляли погибшего лидера Ливии Муамара Каддафи. На них были отображены лозунги вроде цитаты из речи знаменитого борца против итальянской колонизации Омара Мухтара (руководитель вооружённой борьбы населения Киренаики против итальянских оккупантов в 1923-1931 годы, национальный герой ливийского народа): «Мы никогда не сдадимся… мы победим или умрем». Кроме того, память погибшего Полковника, который для многих уже стал героем-мучеником в борьбе с западными неоколонизаторами и местными «крысами», почтили минутой молчания.
Особое внимание в связи с негласным противостоянием Запада и Алжира следует обратить на Кабилию (историческая область Алжира). Там с весны 2011 года наблюдается резкий всплеск экстремистской активности. По информации алжирских сил безопасности, именно в Кабилии последние полгода произошло большинство террористических актов в стране.
Справка. Кабилы. Это народ берберской группы (коренного населения Северной Африки). Берберы занимают территорию северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Средиземного моря на севере до Судана на юге. В эту группу, кроме кабилов (Алжир), входят амацирги и шиллу (Марокко), берберы Сахары, включая туарегов (Ливия, Тунис, Мали, Мавритания, Нигер, Судан Египет) и другие народности. Кабилы говорят на кабильском языке, который относится к северной ветви берберо-ливийских языков. Их письменность основана на латинской графике. Среди кабилов также распространены арабский и французский языки. Большинство кабилов – мусульмане-сунниты. В Алжире проживают в области Кабилия (в горах Большая и Малая Кабилия), к востоку от столицы страны. В алжирском государстве проживает примерно 3 млн кабилов (данные 2007 года), во Франции около 700 тыс. человек, всего их численность оценивают в 4-6 млн человек.
Кабильский народ является самым многочисленным представителем алжирских берберов. Также в Алжире проживают туареги и шавийя, всего они составляют от 4,3 млн (по данным официальных источников) до 9 млн человек (информация берберских организаций). Официально берберы (их ещё называют амазиги) составляют самое крупное национальное меньшинство Алжира – 16%. Учитывая тот факт, что официальный курс властей был направлен на постепенную арабизацию населения, число берберов может быть выше официальной цифры.
По мнению берберских организаций (движение кабилов за политические и культурные права, кабилы составляют большинство в таких партиях, как «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.), алжирские власти сознательно занижают их численность. Поэтому в действительности доля берберского населения среди населения Алжира составляет не 16%, а 25-30%. Хотя в любом случае берберы составляют немалую долю в 35-миллионном населении АНДР (данные 2009 года). Ситуация вокруг кабилов (берберов) в некотором отношении напоминает проблему курдов в Ираке, Иране, Сирии и Турции. Большой народ численностью примерно в 23 млн человек в настоящее время не имеет своего государства.
Сейчас «кабильская проблема» всё чаще становится для Алжира «головной болью». Боевики кабильских формирований, пользуясь удобной местностью (как и курды), стали совершать дерзкие нападения на представителей власти, правоохранительных служб. Чаще всего им удаётся уйти от наказания, пользуясь знанием труднодоступной местности, а местное население если и не поддерживает их, то относится, как минимум, нейтрально. «Кабильская угроза» стала для Алжира неожиданностью, у него и так хватает проблем с исламистским подпольем, ситуацией на границе с Ливией и Мали, проблемой ливийского оружия, которое попало к исламистским отрядам с разграбленных арсеналов.
Надо отметить, что во время гражданской войны в Алжире (1991—2002 годы) стремление кабилов к демократическим изменениям и к созданию культурной автономии привело их к конфликту не только с радикально-исламскими силами, но и с официальной властью. Самым известны актом этого противостояния стало убийство выдающегося кабильского певца Луне Матуба в 1998 году. Как и ряд других берберских певцов, поэтов и писателей, он требовал официального признания культуры и языка народа на многочисленных концертах, митингах и в интервью.
Весной 2001 года власти подавили «кабильскую весну», когда тысячи кабилов снова провели масштабную акцию протеста против систематической арабизации и непризнания их народа как коренного этноса и исконной сущности Алжира. Кабилы встретили мощный отпор служб безопасности Алжира, погибли десятки берберов.
10 апреля 2002 года в результате постоянных публичных протестов язык берберов получил статус национального языка АНДР. Но требование берберских организаций ввести его в качестве второго государственного языка Алжира, наряду с арабским языком, было отклонено. Все последние годы алжирские власти неоднократно подчеркивали, что берберский язык «никогда не сможет стать официальным языком» государства. Многие кабилы и берберы, в целом, считают, что они стали жертвами этнического геноцида — намеренного уничтожения их древнего языка и культуры. И действительно, алжирские власти систематически пресекают любую инициативу по сохранению амазигских языков, не контролируемую государством. Так, судебным решением власти запретили собрание 5-го Всемирного конгресса амазигов (Conseil Mondial Amazigh) в июле 2008 года на территории Кабилии. В начале августа 2009 года в административном центре Кабилии Тизи-Узу подверглись аресту президент Всемирного конгресса амазигов и 8 ведущих представителей берберских организаций, которые имеют международную известность.
Акция протеста 3 тыс. студентов в городе Беджайя в январе 2009 года, а также митинги в Тизи-Узу по случаю празднования берберского Нового года в январе 2010 года завершились столкновениями с полицией. Берберы хотели официального признания берберского новогоднего праздника. Организация за автономию Кабилии (Mouvement pour l'Autonomie de la Kabylie, МАК), которая среди прочих своих требований постоянно выдвигает пункт о признании языковых и культурных прав амазигов, регулярно встречалась с препятствиями при организации публичных акций в Кабилии. Движение было объявлено «произраильским». Алжирские власти категорически против предоставления кабилам автономии, считая, что это сепаратизм, который ведёт к развалу страны.
В настоящее время
Кроме того, надо учесть внешний фактор активизации «кабильского вопроса» - движение берберов-амазигов в Ливии, которые выступили против Каддафи и были поддержаны Францией. К тому же кабилы Алжира имеют мощную поддержку во Франции, где живёт мощная берберская община. Французские спецслужбы имеют там хорошие связи.
Лозунги кабилов становятся всё более агрессивными, так, когда в городе Азазга в 100 км к востоку от алжирской столицы был убит кабил (согласно позиции властей – это был «исламский боевик»), на улицы вышли тысячи людей, среди призывов были и такие: «Справедливость и правду!», «Власти – это убийцы». Партии, которые поддерживают берберское движение («Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил») сообщили, что больше не намерены вести с властями диалог и «подчиняться произволу и доминированию». Они требуют реальных изменений в судьбе берберов Алжира.
Ещё 1 июня в столице Франции активисты Движения за Кабилию создали Временное правительство Кабилии (ВПК), во главе его стал лидер Движения Ферхат Мхенни. Движение было создано десять лет назад и постоянно подчёркивало мирный характер своей деятельности, требуя только культурной автономии. Но в настоящее время ситуация изменилась – власти за это время не продвинулись по пути решения проблемы. Игнорирование кабильского вопроса алжирскими властями, как это было в последние десятилетия, может привести к самым негативным последствиям вплоть до развала единого государства и выделения Кабилии.
Ситуацию усугубляет тот фактор, что кабильскую (и шире - берберскую) проблему активно эксплуатирует в своих интересах Париж, который оказывает поддержку сепаратистам и автономистам из Алжира. В этом же направлении работают и другие западные державы, которые не заинтересованы в наличии сильного государства с самостоятельным курсом в Северной Африке.
Немного из истории берберов
Берберы – это коренное население Северной Африки, которое населяло эти огромные просторы до нашествия арабов. Причём часть берберского населения была арабизирована до такой степени, что считает себя арабами.
Берберы имели несколько своих государств, в частности, Маринидское государство (берберская династия правителей Марокко, правила до 1465 года), Зайянидское государство (Алжир) и Хафсидское государства (Тунис) Большая их часть просуществовала до XVI века, когда они были завоеваны турками. Последнее государство берберов - Конфедеративная Республика Риф - было создано в 1921 году после победы при Анвале над силами марокканского султана и испанских колонизаторов, в Северном Марокко. Но существовала республика недолго.
В ходе Рифской войны 1921-1926 годов берберская армия противостояла испано-французской армии, потерпела поражение. Племена региона Риф с древности славились своим воинским мастерством, сочетавшимся с меткой стрельбой, отличной организацией маскировки на местности и засад, высоким моральным духом и храбростью. Поэтому под командованием Абд аль-Керима (он проявил военный талант как вождь восстания и политический талант организатора племён) они смогли так долго воевать с достигшей 300 тыс. армией колонизаторов. Войско Рифской республики первоначально составляло всего 3 тыс.бойцов, затем возросло за счёт племенных ополчений – максимальная численность до 80 тыс. Элитой были 6-7 тыс. воинов, подчиненных лично аль-Кериму.
Колонизаторы, воевавшие под командованием Анри Филиппа Петена, активно применяли химическое оружие (бомбы с ипритом). Берберы отчаянно дрались и причиняли врагу большой ущерб. Так, в конце войны аль-Керим предпринял совершенно безнадёжную попытку - наступление на город Тетуан (столица Испанского Марокко). Берберам удалось подойти к городу и в битве нанести заметные потери силам Испанского легиона (это было самое боеспособное подразделение в составе испанской армии), но изменить ход войны этот успех уже не мог. Сказывалось неравенство сил и вооружения сторон. В итоге республика Риф была поделена между Испанией и Францией.
Франция, которая в 1830 году начала завоевание Алжира (он был официально объявлен французским в 1848 году), а в 1881 году был подчинён Тунис, проводила политику культурной интеграции берберского населения. Берберам предоставлялась возможность учиться на своем языке в специальных французских школах для амазигов. Через эти учебные заведения внедрялась идея евро-берберской идентичности (до принятия ислама многие амазиги были христианами, и в расовом отношении они были европеоидами), внедрялась французская культура. Таким образом, Париж противопоставлял берберов и арабов, чтобы иметь в лице берберов надёжных союзников на случай арабских восстаний.
После «освобождения» от колонизаторов, то есть с переходом власти от французов к арабам, в странах Северной Африки преобладал жесткий курс на арабизацию всех национальных меньшинств. В результате большинство евреев и франкоалжирцев бежали из Алжира, подобные процессы шли и в других странах.
Ясно, что берберский фактор в Северной Африке и «кабильский вопрос» в Алжире себя ещё покажут. Причём в самой ближайшей перспективе.
Автор Самсонов Александр
Комментариев нет:
Отправить комментарий