Страницы

4 марта 2013 г.

Петровск-Забайкальский. Записки путешественника.

Украдено отсюда:
http://periskop.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
Внимание! Много фотографий!

 Петровск-Забайкальский (Петровский Завод)
 

 Характер и колорит города
Вот я и подступил к следующему городу Забайкалья.
На этот раз мой рассказ будет о Петровске-Забайкальском, главная станция которого на Транссибе носит название Петровский Завод, а вторая, грузовая – Декабристы. Город чрезвычайно колоритный – и в положительном, и в отрицательном смыслах одновременно, и по этому показателю он может соперничать в Забайкалье разве что со Сретенском. Находится он на самом западе Читинской области, в 420 км от Читы – ну примерно как Хельсинки от Питера.
Славен и знаменит Петровский Завод был своим металлургическим заводом, основанным в год французской революции (1789) по указу Екатерины II – единственным в Сибири эпохи Империи. Из-за этого обстоятельства и Транссиб специально провели южнее, сделав крюк-полупетлю от Верхнеудинска (Улан-Удэ), и декабристов добрый царь Николай I сюда сослал поработать немножко. Сосланные декабристы, их жёны и их наследие составили ещё один пласт истории Петровска, который тоже очень интересен.
Увы, Петровску сильно не повезло в Девяностые – ельцинские реформы прошли по нему калёным железом: металлургический завод - крупнейший работодатель, просуществовавший в разных ипостасях 204 года от Екатерины Великой до Горбачёва, закрылся в 1993-м, выбросив на улицу около пяти тысяч человек; затем, в связи с падением обьема перевозок по Транссибу, закрыли вагонное депо и оборотное локомотивное, выбросив из деятельности ещё около тысячи. Идти работать тут особо некуда, разве что лес воровать – и поэтому население Петровска за 10 лет (1990 – 2000) сократилось в полтора раза, с 30 до 21 тыс.чел., зато сильно увеличив площадь местного кладбища. В общем, для сведения некоторых, лагеря совершенно необязательны, если нужно хорошенько проредить народонаселение: вполне можно обойтись экономической «демократией» ельцинско-гайдаровского разлива.
Примерно с 2003-го наметилась робкая стабилизация, а с 2005-го – некоторый подьем, но ведь сибирские малые города – они как островки ягеля в тундре: беспощадно пропахать вездеходом можно за полминуты, а восстанавливаться ягель будет затем лет тридцать-сорок. Вот такой «вездеход» и пропахал Петровск (и еще сотни малых и средних городов по всей России).
Существование в Петровске в течение 200 лет металлургического завода подарило городу ещё один замечательный феномен – историческое кладбище, на котором могилы прекрасно сохранялись, несмотря на все революции и годы – просто потому, что любой зажиточный крестьянин ещё в начале XIX века мог пойти и заказать себе или родственнику на заводе литой чугунный памятник или надгробие. Не говоря уже о купцах, промышленниках или чиновниках. На этом же кладбище упокоились и некоторые декабристы, и их дети, рожденные уже в Сибири. Но о нём у меня будет отдельный большой пост, который уже почти готов, так что этот разговор отставим пока в сторону, и давайте просто посмотрим колорит Петровска.
Мы приехали сюда с Бодо из Читы ночным поездом, высадившись тут около восьми утра, и пробыли около одиннадцати часов – он уехал отсюда на запад - на Улан-Удэ, а я – на восток, где живет моя бабушка, в посёлке Новопавловка в 45 км от Петровского Завода.
Станция Петровский Завод сама по себе очень колоритна, и притягивает взоры и внимание пассажиров поездов, вот только с 2002 года поезда стоят тут мало, так как тяговое локомотивное плечо оказалось смещено на Улан-Удэ.
Посмотрите – справа вокзальный комплекс, а на платформе – знаменитый барельеф декабристам, над которыми возвышается серебристый Ильич. Иностранцы, когда впервые видят эту композицию, просто пищат от восторга. Станция вообще-то находится на дальнем отшибе города – сюда гоняют лихие забайкальские маршрутки за 10 руб., а сам город и его историческая часть – она там, за заводским прудом, где сизые сопки на кадре – вот под ними.

На первую платформу прибывает самый дальний на планете Земля поезд сообщением Владивосток – Харьков.




А вот и та самая ленинско-декабристская композиция, ставшая несомненной достопримечательностью вокзального комплекса.









Нам повезло: через 15 минут после нашего приезда сюда пожаловала «Россия» Москва – Владивосток, «единичка», заглавный поезд Транссиба. Ленин и в ней отразился, посмотрите :)



 

 



В старой части вокзала установлены мозаики на тему подвига декабристов и их жён.








Единственный мой снимок за всю восточно-азиатскую поездку «в полном оснащении», то есть с основным рюкзаком на алюминиевом каркасе. Как видите, я предпочитаю носить за плечами 25-30 кг, но держать руки полностью свободными. С таким грузом я могу пройти около 10 км без сильной усталости, попутно фотографируя (но это, конечно же, крайний случай). Внутри основного рюкзака находится «оперативный», который меньше по ёмкости примерно втрое, и заранее укомплектован всеми необходимыми вещами для дневного автономного хождения – так что при первой возможности основной рюкзак оставляется в надёжном месте, а все передвижения осуществляются с оперативным, который нужно просто вытащить изнутри.
Кепке с подлодкой U-995 из Лабё осталось быть со мной около восьми часов, потом она будет забыта в пригородном.






Пешеходный мост через станцию на довольно глухую, малообжитую северную часть.
Я перешёл из-за любопытства, и обнаружил любопытную картину из жизни местных гастарбайтеров: стоит вот такой вагон, с вырезанной серединой, там живут люди (видите, мешок картошки прислонён?). Стоит столик, стулья, печка и сделаны нары. Поближе я уже не рискнул, ибо они забеспокоились присутствием совершенно необычного человека с фотокамерой.

Вот так выглядел Петровский Завод в 1831 году, когда тут отбывали срок и каторжные работы декабристы. Центральный комплекс зданий – и есть место, где вначале они «сидели». Потом им разрешили поселиться вольно с семьями в больших деревянных домах из лиственницы. Вдали слева – заводской пруд. На эту сопку, где товарищи пишут картину, мы с вами ещё придём, в следующем посте.

Вот это место находится всего лишь в километре западнее того, которое было изображено на предыдущей картине 1831 года. Вид с большого обрыва над Транссибом: виден сам Транссиб, за ним – кусок Заводского пруда, затем дореволюционные корпуса железоделательного завода (сталинские корпуса находятся дальше на восток), а на сопку взбегает деревянный отросток города, коих я насчитал около девяти. Сам исторический центр – он за кадром, правее.




Если повернуть голову на пол-оборота влево, то видна остальная, западная часть Заводского пруда, далеко внизу под нами, опять же, Транссиб, а вокзал находится за снимком, километром левее.





Район жилой «перемычки» от вокзала к центру (их разделяет примерно 3-4 км). Виден указатель выезда на трассу М55 (Чита – Иркутск).







Идя вдоль Транссиба, мы наткнулись на любопытный артефакт. В посте про руины металлургического завода вы увидите и полную композицию, где это находится.






Патриархальность и тишина, нарушаемая редкими проезжающими машинами – вот это и есть окраинный Петровск.






Таких плакатов мы нашли в городе около пяти. Любопытно, что они изготовлены по заказу частного предприятия (?). Странно...






Подступаем к центру. Одно из самых монументальных его зданий – Баня №1.







Отойдя подальше, я увидел ещё более впечатляющий ракурс на неё. Полюбуйтесь :)

Утомлённые пятичасовым хождением по разным краям разбросанного вдоль сопок города, мы решили отобедать, и наш выбор пал на харчевню «У Бориса», расположенную у подножия старого корпуса Петровского железоделательного завода.




Харчевня нас встретила строгой и эпической надписью, это очень по-сибирски.

Заказав еду по сто двадцать на брата (для этих краёв это считается недешево), мы отобедали, чем Бог послал. В этот раз он послал нам столовскую котлету с картошкой пюре (но не порошковой, что приятно), по овощному салатику, по литровой «Куке» на брата; ну и я взял для полного комплекта классический компот, потому что пить чудную воду из разовой посуды мне было западло. Мы были в это время единственными посетителями.






За «У Борисом» расстилалось эпическое зрелище останков завода, .корпуса конца XIX века. Впрочем, это были сущие цветочки, по сравнению с величественными руинами основного корпуса (об этом месте тоже будет отдельный пост).

Отобедав, мы направились мимо нового рынка к музею Декабристов, который базировался в доме княгини Трубецкой (она в нём прожила 9 лет, с 1830 по 1839 год). Перед домом стоит памятник декабристу Трубецкому, его жене и ребенку (склеп этого ребенка вы увидите в посте про историческое кладбище).




Дом Трубецкой был восстановлен лет 30 назад по чертежам и с планировкой того времени. Жена жила здесь, муж сидел в призаводском остроге (см. картину выше).




Вид со второго этажа дома княгини Трубецкой на улицу Петровска. В торце улицы – наша знакомая харчевня, а далее – дореволюционный корпус Завода.

Обстановка в одной из комнат. Что приятно (Сибирь всё же, глушь - украсть, продать и увезти не так просто) – много осталось вещей подлинных от княгини, начала XIX века. Это и гобелены, и часы, и картины, и книги, и медальоны. Вообще, музей этот рекомендую – сходите, такого у нас весьма немного, чтоб подлинное, а не воссозданное.
Правда, насчет мебели они признались, что много реконструкции. Служительницы (как, впрочем и везде там) были к нам чрезвычайно предупредительны, включая везде свет, гости для них из таких мест – большая редкость.



 Вот ещё – большой деревянный капитальный дом XIX века, примерно за полкилометра от исторического кладбища. Тут находится какое-то училище, вроде. Состояние – отличное, я ему просто поражался.




А это уже век XX, но тоже дерево :)




Газета в Петровске называется под стать современной тяжёлой истории города. Действительно, их гнут, а они – выживают. Как прожили те годы – непонятно, сами признаются. 









Соцгород и парк Металлургов
Детищем современного металлургического завода в Петровске, построенном перед войной на базе дореволюционного чугунолитейного, был Соцгород – этакий образцовый квартал для металлургов, построенный по единому комплексному плану под ключ, со школой, больницей и детсадами, с собственным парком и величественным Дворцом Культуры. Здесь же находится и городская администрация. Соцгород находится на восточном конце города, и с трех сторон примыкает к лесу, что давало его жителям в благополучные времена дополнительное качество жизни.

Предлагаю прогуляться по нему.
Конечно же, с разорением и закрытием металлургического завода в 1993-м почти все жители Соцгорода потеряли работу, а сама инфраструктура (особенно парк Металлургов) стала приходить в быстрое запустение. Еле-еле теплится поддержание Дворца Металлургов в надлежащем состоянии, но это очень тяжело для мизерного бюджета Петровского Завода – Дворец явно превышает городской уровень. Поэтому пока что многие виды Соцгорода выглядят довольно печально – как вытащенная на сушу и оставленная на произвол чаек издыхающая большая рыбина.
Но давайте посмотрим всё своими глазами.





Лестница от центральной площади ко Дворцу Металлургов.




Вид от Дворца Металлургов вниз, на городскую администрацию.





Мощные колонны и боковые террасы Дворца.





Здание городской администрации.





«Образцовые» дома сталинской эпохи для металлургов.





Афиша Дворца Металлургов.





На этой же площади перед дворцом находится и монументальная доска почетных граждан города (сейчас заброшенная).





Она же служит и парадным выходом в большой по площади парк.

Давайте заглянем за железные ворота и посмотрим вдаль, на восток.
Вниз и вдаль – вид на станцию Декабристы, перегрузочную станцию завода и пригородную – для жителей этого района. Вдаль, на восток, уходит Транссиб, петляя между сопками, а сам парк Металлургов простирается левее кадра.




Идя дальше по улице, мы попадаем в более современную часть города, застраивавшуюся в брежневские годы.




Улица, идущая от площади перед Дворцом Металлургов, с деревьями и 3-этажными сталинками.




Лестничные соединения между параллельными улицами Соцгорода решены весьма основательно.



Девятиэтажки начала 80-х. Как видите, временное решение по горячему водоснабжению Соцгорода из-за Перестройки и наступившего затем всеобщего краха оказалось постоянным, на долгие десятилетия.



Вид с улицы на ступеньку выше: за Соцгородом простирается еще и деревянный частный сектор, пользующийся инфраструктурой соцгорода (магазинами, школами, детсадами и т.д.).





 




Ну что ж. А теперь верхней улицей пойдем к Парку Металлургов. Он начинается сразу за Дворцом.
Как видите, без должного содержания все зарастает (парк уже 14 лет как бесхозный).






Скульптура Металлурга.







Давайте заглянем ему в глаза, этому трудяге.



Идём дальше.
Тут был фонтанный комплекс, со спуском в лесные аллеи ниже уровнем.



Капитальные чугунные ограждения с рисунком, на бетонно-цементном основании. Строили основательно.








 




Второй парадный выход в Соцгород (двумя улицами выше Дворца).




Комплекс-памятник павшим в Великой Отечественной.









С другой стороны.




Почему бойцу одели венок на голову, я так и не понял. Или это «шутка» местных подростков?




Остатки былых архитектурных форм.





Еще один комплекс парка – доска с фамилиями погибших на войне петровчан.




На склоне холма, ведущего к Заводу, стоит Т-34, и почему-то с повернутой башней (тоже «шутка»?).





Вид на танк и парковый комплекс сверху. Парк большой, наверное гектар 60-70.

И в заключение – панорама с сопки, направлением на восток.
Слева – Транссиб и далее поселок Декабристы, тоже часть Петровска. Через ж/д переброшен виадук, ведущий в историческую часть города. В центре, хорошо выделяемый регулярными посадками – Парк Металлургов. Справа возвышается Дворец Металлургов и за ним ещё правей уходят улицы Соцгорода.







Деревянные дома и окна



Небольшая ретроспектива снятых в Петровском Заводе деревянных домиков и стилей окон со ставнями. Таких шедевров деревянного зодчества, как в Чите, конечно, нет – но тоже любопытно и мило. Смотрите, сравнивайте, или просто любуйтесь :)



























 

























Руины металлургического завода
Идем дальше по Петровску-Забайкальскому: топаем на восток, где расположен Соцгород (его покажу отдельно) и металлургический завод. Точней – руины этого завода. А ещё точней – самые большие индустриальные руины на всей Транссибирской магистрали.



Краткая справка: завод работал в трёх реинкарнациях с 1789 по 1993 год, когда были потушены печи. Последняя реинкарнация – 1936 года, когда был построен Соцгород и новый корпус завода. С 1996 началось его постепенное растаскивание, разрушение и разграбление.




Вид на мёртвый завод с востока, если идти от станции Декабристы («сталинские» корпуса постройки середины 30-х). Внизу – Транссиб.




Один из цехов завода с сопки.




Транссибирская магистраль огибает завод, проходя с юга, между заводом и сопкой.




Один из цехов завода.




Главный (прокатный) цех.



Целы ещё фрагменты забора с колючками. Номинально завод ещё охраняется, ходят некие люди в камуфляже по двое, но фактически – охраны нет, они легко пропускают «своих» (местных) внутрь. Впрочем, легко проникнуть и так, просто «чужим» надо немного заплатить.





Некоторые конструкции уже обваливаются.



 Тут уже забор разрушен и можно спокойно идти внутрь. Однако мы с Бодо посмотрели на два прошедших мимо патруля и решили, что не будем связываться с потенциальным «задабриванием» сторожей, тем более что нам предстояла ещё большая программа. Однако вниз за забор спустились и северный край завода посмотрели.





Вид на прокатный цех.




По Транссибу, рядом с руинами, идёт грузовой поезд.




Вдали - площадка с подъездными путями к заводу, от склада металлолома (завод – передельного цикла, неполного).

Пока мы шли мимо и осматривали северный край, на завод проникали и выходили обратно разные личности. Что они там искали, находили и выносили, нам неизвестно. Вот этот строгий дедок с большой окладистой бородой, сопровождаемый двумя псинами, тоже направляется сюда. В лицо снять его я не решился, больно уж у него насупленный взгляд был.




Разбитые ж-д цистерны на территории подъездных путей.


А это – бывший склад металлолома, подлежащего переплавке. Там, на территории, тоже непрерывно идёт какая-то возня – подъезжают грузовики, легковушки, люди выходят, разговаривают друг с другом, что-то перегружают. Но я так и не понял, чем они по сути там кормятся.





Дальше на запад начинаются более старые корпуса, конца XIX века. На фасаде корпуса надпись «200 лет», оставшаяся с 1989 года.





А вот и композиция «с Лениным», которая в крупном виде была показана в предыдущем посте. Тут было какое-то административное здание. Справа – обломанная труба необычной ступенчатой формы.





Ещё фрагмент дореволюционных корпусов чугунолитейного завода.













Историческое кладбище
Это настоящий феномен, который обязан своим возникновением и существованием наличию здесь в течение двух веков чугунолитейного завода. Надгробия кладбища хорошо сохранялись, несмотря на все революции и века – ведь любой даже средне-зажиточный крестьянин Петровска ещё в начале XIX века мог пойти и заказать себе или родственнику на заводе литой чугунный памятник или табличку. А у купцов, промышленников и чиновников возможности были ещё больше. На этом же кладбище упокоились и некоторые декабристы, их жёны и дети, рожденные уже в Сибири.
Вторая отличительная особенность кладбища – это то, что Восточная Сибирь испокон веку была более терпимая к наличию разных вер и менее религиозная, и на кладбище могли похоронить рядом православного и иудея, буддиста и атеиста, и никого это особенно не смущало. Плохо ли это или хорошо, я тут не рассматриваю, а просто констатирую факт. 
Степень сохранности памятников разная, но очень важно то, что можно видеть свидетельства памяти и происшедших событий даже небогатых людей, а не каких-то там князей или дворян. В общем, кому интересна эта прогулка – милости прошу под кат.
Ходили мы по кладбищу с Бодо в полном молчании, каждый своими тропами. Во-первых, мы шли от металлургического завода, всего лишь полчаса назад назад наблюдали картины, которые не особенно нас радовали – скорее напротив; а во-вторых – сама атмосфера располагала к созерцанию и размышлению, а вовсе не к каким-то разговорам.
Я был особенно поражен тем, что тут чувствовалась, как нигде в ином месте, непрерывность исторического процесса – рядом могли лежать торговец-иудей и генерал-лейтенант, служака Престола, декабрист николаевской эпохи и партизан Гражданской войны, отставной офицер Советской Армии и крестьянин позапрошлого века. Все рядом, все тихи, без какой-то суетной ненависти и смуты. Супер-шикарных произведений нет – всё строго и просто.
Все снимки я буду показывать подряд, без определенной системы – как ходил, так и выставляю. И не ищите тут каких-то тайных закономерностей.
Это общий вид на начало кладбища от линии Транссиба, оно врезается клином и далее взбегает на высокую сопку, простираясь далеко. Слева от ограждения – памятник декабристам.






Вот это памятник, покрупнее. Установлен где-то в 70-е годы.





Вход на территорию.





Очень строгая могила в виде чугунной трубы, направленной вверх. Кто это?


Читаю: генерал-лейтенант Лепарский, комендант Нерчинских рудников. И как раз в декабристское время. А выше будут могилы тех, кого он сторожил тут, во глубине сибирских руд. Все они теперь вместе, рядом покоятся.
Могилу недавно подновили, подкрасили.






Могила купца, 1818 год.





Ряд безымянных могил, с крестами, высеченными в камне.




Могила иудея, датирована началом XX века. Как он попал сюда, в эту Богом забытую окраину Империи? Что ему тут нужно было, каким ветром занесло? Или тоже ссылка?






Зажиточный (видимо) крестьянин, 1905 г.





Могила безымянна и с повреждениями, однако с цветами.





А это уже литьё со звездочкой. 1933 год. Инженер-гидротехник





Снова цельный камень и высеченный крест.





Крестьянин. 1878 г.






Купеческая могила.






Женщина мещанского сословия. 1916 г.






«От товарищей, безвременно погибшему в шутке».
В какой шутке, интересно? 1905 г.







Младенец, 1870 г.







А это уже мощные памятники декабристских детей.




Склеп и могила княгини Е.Трубецкой, жены декабриста, и её маленькой дочки.






Внутри склепа.






Могила декабриста И.И.Горбачевского.





Общий вид на начало кладбища и Транссиб, который совсем рядом, под горой.




Вот такое толерантное соседство. Царский чиновник, потом могилы советского периода, со звёздочками, потом мощные надгробия купцов, и всё это вместе.






 



Крестьянские могилы XIX века.







Выше над горой – партизаны, расстрелянные войсками атамана Семенова в 1919 г.











Другая сторона могилы.






Зимний вид кладбища (скан с музейного буклета).




И, наконец, общий вид на восток. Внимательный читатель заметит вдалеке трубы металлургического завода.











Коты и кошки (Заключение)

В заключение хочу представить небольшую городскую сцену: идём, значицца, мы с Бодо по городку, воскресное утро, все дрыхнут после трудов праведных - народу почти никого. Вдруг – глядь! – к какому-то непонятному месту на грунтовой дороге сбегаются заинтересованные кошки.





Ну, и мы заинтересовались, вслед за кошками... чем мы их лучше?
Это были петровск-забайкальские коты.
Они были шипящие, как примус в ленинградской коммуналке и боеготовые, как SS-20 перед испытательным пуском.
- А ты знаешь, кто такой Толстой? Достоевский? Блок?
- Нет. А ты знаешь Федьку Косого? Ваньку Лысого? А Сашку Рябого?
- Нет...
- Ну а чё ты меня, в натуре, своей шпаной стращаешь?

"Противники стояли, вцепившись в ножки, как коты или боксеры, мерили друг друга взглядами, похаживая из стороны в сторону.
Хватающая за сердце пауза длилась целую минуту.
- Так это вы, святой отец, - проскрежетал Ипполит Матвеевич, - охотитесь за моим имуществом?
С этими словами Ипполит Матвеевич лягнул святого отца ногой в бедро.
Отец Федор изловчился и злобно пнул предводителя в пах так, что тот согнулся.
- Это не ваше имущество.
- А чье же?
- Не ваше.
- А чье же?
- Не ваше, не ваше.
- А чье же, чье?
- Не ваше.
Шипя так, они неистово лягались."
(с) «Двенадцать стульев»

Благопристойные кошки заинтересованно наблюдали за разборкой кавалеров на некотором, впрочем весьма почтительном, отдалении.
Потому что надо же точно знать, кому отдаваться.

«Уберите фотографа! Он мешает течению моей мысли!»
(с)

9 комментариев:

  1. Да будет известно автору - за кафе "У Бориса" не остатки завода, а ТЭЦ, который прекрасно функционирует и по сей день!

    ОтветитьУдалить
  2. "Строгая могила в виде чугунной трубы" - это памятник всем декабристам! Он отливался еще в 20м веке, планировалась крона дерева, но памятник уронили на заводе, крона отломилась - решили оставить так, как знак сломанной жизни декабристов. Коренная Петровчанка Юлия.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо автору за интересный рассказ , читал и слёзы наворачивались , это город моего детства , провёл в нём конец 70х начало 80х , живу сейчас в другом месте , но всегда с трепетом вспоминаю про те годы .

    ОтветитьУдалить
  4. Там в детстве деревья были большими ... С 1968 года я никогда не была в городе рождения , детства , юности ... Время там остановилось .. Всё узнаваемо , очень хорошие фото, трогательно..правильные комментарии .. С благодарностью..

    ОтветитьУдалить
  5. Морогов Евгений10 ноября 2013 г. в 16:08

    Спасибо большое за экскурс в детство! Уехал из города в 1972, мне было 8 лет. Сейчас живу в Казани. Тоскую по родному городу и Забайкалью. Будут внуки, привезу сюда обязательно!

    ОтветитьУдалить

  6. Уехал из города 1978 , тянет обратно

    ОтветитьУдалить
  7. вот бы путина в город проклятых. сколько молодых, кто не уехал, погибло. а лес какой был: всё выкосили. обанкротили город и завод, карманы набили ( романович тот же) и слиняли. уроды чиновники, когда же вы лопните

    ОтветитьУдалить
  8. В склепе похоронены графиня Александрина Григорьевна Муравьева (1804-0832 гг.) (урожд.Чернышёва, дочь графа Г.И.Чернышёва) с детьми Ольгой и Аграфеной. А графиня Екатерина Ивановна Трубецкая (1800-1854 гг.) (урожд.Лаваль) - покоится в ограде Знаменского монастыря, не дожив до амнистии 1 год...
    https://www.liveinternet.ru/users/3514349/post116535482/

    ОтветитьУдалить
  9. Уехали из города в 1990г.Родственники до сих пор там живут, все пожилые. Фото - воспоминания из детства. Спасибо!

    ОтветитьУдалить