Страницы

15 февраля 2012 г.

Берегись, село — прет ВТО

Крестьяне не знают, в какое ярмо их впрягают международными договорами
Кандидат в президенты В. Путин разразился очередной статьей о справедливом устройстве общества и экономики. Но он не поясняет, откуда взяться справедливости, если экономика, созданная в годы правления самого Путина, по оценке академиков РАН, «кривовата», а целые отрасли на грани гибели? Наибольший упадок переживает село. Его в состоянии разорения заталкивают в ВТО (Всемирная торговая организация). «Крестьяне еще не знают, что их ждет», – говорят эксперты.

Сельхозминистр Е. Скрынник в недавнем выступлении в Госдуме утверждала, что ВТО принесет «развитие российскому АПК», а условия вхождения в ВТО для наших аграриев – «одни из самых лучших». К сожалению, сверить сказанное министром с текстом соглашения, подписанного РФ с ВТО, не представляется возможным. На сайте правительства РФ помещен протокол соглашения на 1137 страницах на английском языке. С прошлого года думцы требуют предоставить им официальный перевод документа на русский язык. Но безуспешно. Почему? Кому-то хочется скрыть унизительные условия перед президентскими выборами? Или соглашение подписывалось механически, без понимания, что уготовано стране с разрушенной экономикой? Главным ориентиром при подписании было желание Путина с Медведевым пробиться в ВТО непременно. Минувшим летом пробились. Но какой ценой?
Если сравнить сказанное Скрынник в Госдуме с ее заявлениями в сентябре 2010 года в Женеве после очередного раунда переговоров о присоединении России к ВТО, то это – взаимоисключающие тезисы. Когда министр объявила, что «все спорные вопросы по сельскому хозяйству сняты», – это означало одно: отечественные позиции сданы. Далее Скрынник отчитывалась перед представителями ВТО, что их предписания выполнены. Цитата, которую разнесли по свету швейцарские СМИ, лишь подтвердила, какие «достигнуты договоренности»: «…до 2012 года уровень господдержки АПК останется на нынешнем уровне – $9 миллиардов в год. С 2013 по 2017 год она будет сокращаться по представленному графику – до $4,4 миллиарда. Мы соответствуем регламенту ВТО в части отсутствия экспортных субсидий. Эти позиции Кернская группа и представитель США поддерживают». Одно министр упустила: она не спросила мнения у своих крестьян. А они знают, что без должной господдержки – 1% от ВВП таковой не назовешь – им и сегодня крайне трудно, а в условиях жесткой конкуренции, которая развернется в рамках ВТО, у них вообще нет шансов выжить.
Сговорчивость министра с ВТО поразила не только российских аграриев, но и ученых Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии. Они недоумевали: куда ж еще урезать российскому селу? В ЕС прямая поддержка фермеров составляет 57млрд евро плюс государства дают еще 16 млрд. Всего – 73 млрд евро, или 50% валового дохода европейских фермеров. В РФ – в 50 раз меньше. На гектар пашни в Евросоюзе дается 500 евро поддержки, в России – почти в 18 раз меньше: 30–35 евро. И этот мизер правительство собирается сократить вдвое, вовсе не принимая во внимание то, что у зарубежных партнеров развитая и эффективная аграрная инфраструктура, чем не обладает наш АПК. Разве это равные условия для предстоящей конкуренции?
Наша страна и так на 60% кормится импортным суррогатом. Народ теряет здоровье, села исчезают. По итогам переписи 2010 года исчезли с карты РФ 8,5 тысячи сел и деревень, 19 тысяч числятся, но пустуют. Крестьянство деградирует и вымирает. А руководство РФ не замечает губительных процессов. Как-то руководители регионов, беспокоясь за продовольственную безопасность РФ, просили Путина, когда он был президентом, ограничить ввоз зарубежных продуктов. «Не надо спекулировать на безопасности. Мол, караул, нас окружают! Надо собственное производство делать более эффективным», – заявил Путин. С тех пор региональные назначенцы прикусили языки. А село продолжает катиться по наклонной.
Управляющие страной российские либералы успели уже много наговорить о выгодах для нашей экономики от ВТО. Но глава МВФ Кристин Лагард накануне подписания РФ соответствующего соглашения заявила: «Россия не получит преимуществ от присоединения к ВТО». Но эти слова не остановили российских глобалистов.
Скрынник хвалилась, что в минсельхозе есть программа «Перспективы развития сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО». Но депутаты-коммунисты ее считают эфемерной. С чего селу развиваться? Субсидии уменьшаются, зарплата на селе в разы меньше, чем в промышленности, давит пресловутый диспаритет цен – стоимость литра молока дешевле литра бензина, произведенные продукты доставить до потребителя бывает дороже, чем полученная выручка. Такого дисбаланса нет в сельском хозяйстве ни в одной развитой стране, с которой российским крестьянам предстоит конкурировать.
Некоторые условия соглашения РФ с ВТО все же известны. Для российского АПК, по мнению депутата Госдумы В. Кашина, они станут тем же шоком, что были гайдаровские реформы в 90-е. По условиям ВТО РФ обязана будет снизить импортные пошлины на ввозимые сельхозпродукты, что удешевит импортные химизированные продукты; снизить цены на отечественную мясную продукцию всех видов, что приведет к падению рентабельности российского мясопроизводства, снижению инвестиционной привлекательности животноводства, темпов его развития и невыполнению доктрины продовольственной безопасности. Для смягчения последствий от присоединения к ВТО российскому АПК необходима ежегодная помощь в 96 млрд рублей на компенсацию потерь и сохранения инвестиционной привлекательности отрасли. Но этих денег нашему селу никто не даст, потому что по замыслу присоединения к ВТО предусмотрено только сокращение поддержки.
Эксперты считают, что за 17 лет переговоров с ВТО наши чиновники ничего для российского сельского хозяйства не отстояли. Несколько лет назад упоминалось о переходном периоде, таможенно-тарифном регулировании внутреннего продовольственного рынка РФ. Сейчас об этом забыто. Привозной субсидированный товар вытеснит продукцию российского крестьянина. Что, впрочем, происходит уже сегодня. Госдума только в июне (после президентских выборов!) планирует заняться ратификацией соглашения с ВТО. Но наш внутренний рынок стал уже недоступным для нашего сельхозпроизводителя.
Например, в картофельно-овощеводческих хозяйствах сложилось тяжелое финансовое положение из-за того, что средняя закупочная цена за килограмм овощей составила 3–4 рубля, что ниже себестоимости как минимум на треть, да еще и торговые сети препятствуют доступу отечественных овощей на прилавок. Некие силы не пускают на прилавок дешевые отечественные овощи, даже если нашими производителями выиграны торги. А магазины переполнены импортными овощами по 29–39 рублей. Так действует внутрироссийское «ВТО» – торгашеское лобби. И минсельхоз ничего не предпринимает против грязных спекулянтов.
Понесли убытки в прошлом году свекловодческие хозяйства. Они вырастили отличный урожай. Но сбыть удалось только часть высокосортной сахарной свеклы. Тысячи тонн корнеплодов остались лежать в буртах.
Скрынник объяснила ситуацию «недостатком мощностей для переработки большого урожая свеклы». Хотя получением большого количества сахара довольна – 5 млн тонн сахара впервые в истории России экспортировали. Только убытки крестьянам никто не возместил. Да и сахар, по большому счету, не лишний для российского потребителя. Будь его больше на прилавках, и цену можно было бы снизить. До этого, конечно, наши министры не додумываются. Им нужна валюта…
Правда, российским овощеводам, вытесненным из торговых сетей, Скрынник поспособствовала «программой по развитию овощеводства» и проектами постройки логистических центров. Но крестьянам от этих мер ни холодно ни жарко. «В разрезе госпрограммы с 2013-го по 2020-й мы все вопросы снимем», – утверждает Скрынник. Да ей давно никто не верит.
Министр не раз давала пустые обещания. Год назад депутаты поставили ее в известность, что Росагролизинг повел себя мошеннически в Алтайском крае: деньги у крестьян взял, а сельхозтехнику не поставил. Скрынник обещала взять дело под свой контроль. И что? «Дело» не сдвинулось с мертвой точки. Крестьянам отвечают, что они ничего не получат, – так, мол, решено в Москве. Скрынник оправдывалась «особым уровнем отношений» с гендиректором Росагролизинга. Странное объяснение…
А техника в хозяйствах – давно уже дефицит. Преобладает парк, полностью выработавший свой ресурс. Росагролизинг при этом процветает. За чей счет?
Село страдает, в том числе и из-за нехватки специалистов. Агронома, зоотехника днем с огнем не сыщешь. Молодежь не желает обучаться этим профессиям, потому что непрестижно, малооплачиваемо, да еще и учебные заведения сельскохозяйственного направления растеряли свою производственную, исследовательскую базу.
…Приближается весна, в селах снова «латают» старенькие трактора, подсчитывают, сколько нужно отложить на ГСМ, и гадают, что станет с полученным урожаем. В РФ так «справедливо» всё устроено, что плохой урожай – крестьянину убыток, хороший урожай – тоже в убыток. Путин обещал ввести льготную цену на солярку для посевной. Но крестьяне знают, что все посулы, да еще перед выборами, дорого обходятся после. К тому же – на пороге стоит ВТО. Сельчане ждут очередных потрясений, не надеясь на справедливость в рыночной экономике.
Галина ПЛАТОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий