Страницы

17 ноября 2011 г.

Живое творчество масс

Практически любая революция развивается по довольно понятным и вполне предсказуемым законам. Несмотря на специфику места, времени, обстоятельств победившие революционеры оказываются перед неприятным фактом - революционные массы всегда требуют продолжения банкета.  Кроме того, любая революция выбрасывает на поверхность неисчислимое количество лидеров с амбициями - и это количество всегда заведомо превышает разумное число мест в новом государственном аппарата. Как в древнем анекдоте про бабушку, горестно спрашивающую в автобусе - "Неужели уже нет интеллигентов, которые могут уступить место?" - "Интилехентов до х...,- слышит она в ответ. - Местов нэмае".
Поэтому практически любая революция стоит перед весьма непростым выбором - либо жрать своих детей - и тогда ситуация постепенно "устаканивается", наиболее пассионарные кадры идут под очистительный нож подвалов ЧК или гильотин Гревской площади. Либо революция начинает экспортировать саму себя вовне - с той же целью - утилизировать ставших ненужными и опасными.
Ливийская революция - не исключение. Арабская весна, прокатившись катком по побережью и пустыне Ливии, оставила после себя миллион вооруженных людей, из которых около 50 тысяч - это бойцы вооруженных формирований, выступавших под флагом ПНС, исламисты, бывшие лоялисты, всевозможные берберы, племенное ополчение, просто бандиты - то есть, люди, которые готовы продолжать применять это оружие. Остальные - это обыватели, которые не готовы воевать, но которые будут вынуждены применять это оружие для защиты самих себя.
Ситуация в Ливии, как и в любой послевоенной стране, далека от нормальной - финансовая система разрушена, производство только-только начинает восстанавливаться, привычный уклад во многом и серьезно нарушен. Запасы небесконечны - и жизнь обязана стремительно ухудшаться даже сугубо в бытовом плане. Изобилие вооруженных людей - прекрасная почва для всплеска преступности, а ментально ливиец - это тот же бедуин, которые сегодня пасет верблюда, завтра идет грабить караван - и никаких моральных проблем для него это не составит.
Русскоязычные форумы живущих в Ливии едины в том, что население категорически не желает сдавать оружие - что в текущих условиях совершенно разумно. То есть, ситуация зашла в тупик - и решить её возможно указанными выше двумя путями - либо начинать выяснение отношений между революционными группировками, после чего новый Царь горы сумеет взять ситуацию под контроль, либо взрывать ситуацию у соседей - и направлять активность революционных банд на сопредельную территорию. Либо соседи отправят экспортеров революции в биореактор - либо получится освободить стенающих под пятой братьев по классу (вере, национальности - ненужное вычеркнуть). И то и другое - очень даже неплохо.
Я чуть ранее писал о том, что дальновидный и умный Джибриль сделал ставку на резню между революционерами и именно поэтому удалился от дел, предпочитая вернуться позже - когда лидеры ПНС верхнего эшелона перережут друг друга (а оставшимся можно будет помочь встретиться с гуриями).
Однако у таких планов есть и слабое место - вожди мятежников, захватившие власть - кто угодно, но не идиоты. Даже на уровне инстинктов и спинным мозгом они должны понимать, что резня - сомнительное мероприятие. Потерять можно все, а вот приобрести - не так уж и много. И поэтому логика вполне может толкнуть их на экспансию.



В конце сентября - начале октября я написал несколько текстов, касающихся Алжира и Сахеля, так как подобное развитие событий было и остается весьма вероятным. Уже поэтому логично хотя бы вкратце ознакомиться с ситуацией вокруг бурлящей Ливии с точки зрения возможной экспансии революции. Арабская весна, возможно, и проектировлась в кабинетах Европы, США и Залива, но к жизни её вызвали совершенно объективные внутренние противоречия в арабском мире. И эти противоречия не разрешены.
На ресурсе Правда.Ру вышла любопытная статья, в которой Сергей Балмасов, за публикациями которого я всегда с интересом слежу, дал оценку ситуации вокруг текущих отношений между Алжиром и Ливией как раз в разрезе живого творчества ливийских масс. Он полагает весьма вероятным, что исламская революция Ливии может перекинуться в Алжир - тем более, что он совершенно прав - ситуация в Алжире по многим позициям хуже, чем в предмятежной Ливии.
Не стоит забывать, что нынешняя стабильность Алжира во многом искусственно поддерживается армией - так как именно армия сумела переломить итоги выборов 90 годов, на которых весьма убедительно победили вполне умеренные по нынешним меркам - но исламисты. Противоречия, вызвавшие настроения населения, никуда не делись. Кабильская и берберская проблема в Алжире так и остаются крайне напряженной линией разлома. Алжирская АКИМ, получившая в результате войны в Ливии пусть и не современное, но мощное армейское вооружение, вполне готова продолжить противостояние с армией.
Главное - это то, что армия Алжира - это не десантировавшиеся с Марса инопланетяне, это такие же алжирцы - и внутренняя ситуация в армейской среде низового звена вряд ли сильно отличается от общеалжирской. Поэтому армейская верхушка может расчитывать на дисциплину и лояльность армии до некого рубежа - но не абсолютно.
Поэтому я вполне допускаю, что развитие ситуации в Ливии может пойти и по пути экспорта революции. Причем в каком направлении будет развиваться внутренняя обстановка - по пути резни между революционными лидерами либо по пути экспансии вовне - решится довольно быстро - объективная логика событий вынудит принимать это непростое решение в ближайшие месяцы.
Чуть позже можно будет рассмотреть последствия, к которым приведет каждое из этих решений. Но не сейчас - очень мало достоверной информации из этого региона.
ПС. Рекомендую почитать статью А.Б.Подцероба, вышедшую сегодня "Каддафи, каким я его знал". Не буду её пересказывать, однако обращу внимание на одну деталь - в связи с не совсем понятной ситуацией вокруг Хамиса Каддафи и его предположительной смертью. Подцероб называет Хамиса в числе погибших членов семьи.

http://el-murid.livejournal.com/379612.html 

Комментариев нет:

Отправить комментарий